В Выборгском районе появятся два новых офисных здания — по 150 метров высотой — и три жилых дома. Для проектирования комплекса застройщик привлек московских архитекторов. У их петербургских коллег работа вызвала неоднозначную оценку. Однако с тем, что архитектурная мысль здесь в кои-то веки вытеснила «звериное лицо заказчика», согласились все.
Заседание Градостроительного совета 20 февраля проходило в непривычной обстановке. Впервые за долгое время собравшиеся архитекторы говорили не о транспортных проблемах, функциональном зонировании, маркетинговых просчетах проекта или о нехватке детских садов и школ, а... об архитектуре. На обсуждение был вынесен проект московской мастерской «Сергей Киселев и партнеры».
В районе Шувалово-Озерки, в квартале, ограниченном проспектом Просвещения и улицами Хо Ши Мина и Композиторов, компания «Пионер» намерена построить многофункциональный комплекс — три жилых дома и два офисных здания. «Мы хотели бы создать в этом районе деловую доминанту и одновременно немного разрешить транспортную проблему. В Выборгском районе проживает очень много людей, как правило, людей активных. Если у них будет возможность работать рядом с домом, то им не придется выезжать из района, транспортные потоки будут хоть немного переориентированы», - объяснил идею концепции квартала Юрий Грумин, представляющий компанию «Пионер» - заказчика этого проекта.
Для разработки будущего комплекса была приглашена московская архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры». «У этого коллектива есть успешный опыт высотного проектирования. К сожалению, петербургские архитекторы им не обладают», - пояснил выбор исполнителя Юрий Грумин. «Мы прошли все горнила технических совещаний по высотному проектированию», - подтвердил его слова архитектор Сергей Киселев, рассказывая о своем опыте проектирования двух высотных зданий в Москве.
По словам Киселева, решиться на разработку высотного здания в нашем городе было нелегко. «К счастью, мы выяснили, что наш объект будет находиться не в Санкт-Петербурге, а в Ленинграде. Понимание этого факта существенно облегчило нашу задачу, - пояснил он. - Квартал расположен далеко от центра города, расстояние до исторической части составляет 13-15 километров». Архитекторы оценили это место как «публичное» - перекресток двух оживленных магистралей, но «с унылой застройкой». «Сейчас эта территория используется как рынок, и это преступление по отношению к ней», - заметил Киселев.
По замыслу проектировщиков, в квартале появятся три пластинчатых 23-этажных дома, поставленных на трехметровый стилобат, — это будет жилая зона. На этом же стилобате планируется разместить и детский сад. Основным акцентом будущего комплекса должны стать две стоящие на земле башни — в 36 и 38 этажей. По словам авторов проекта, при разработке архитектурного облика будущих высоток была предпринята попытка «преодолеть гравитацию» с помощью графических методов — использованы цветовые контрасты и «шахматное» остекление фасадов. «Возможно, кто-то, глядя на наш проект, вспомнит знаменитый «Дом в клеточку» в Роттердаме, его вполне можно назвать прототипом», - прокомментировал Киселев. Впрочем, по мнению архитекторов, подобные ассоциации говорят только в пользу проекта. «Петербург всегда оглядывался на Голландию, вполне логично, что и в двадцать первом веке возникнет такая перекличка», - считают авторы проекта.
Высота будущих башен составляет 150 метров, при том что по Правилам землепользования и застройки для этого квартала установлена «планка» в 90 метров. «Сейчас ПЗЗ уже фактически вступили в силу, - отметил главный архитектор города Юрий Митюрев. - Однако процедура получения разрешений на отклонения от допустимых параметров еще не разработана. Но авторы проекта уже подготовились к ней и выполнили все необходимые проработки».
Сергей Киселев сообщил мрачно молчащему залу, что в Москве уже давно существует организация под названием «Цевлан» - «Центр визуально-ландшафтного дизайна». «У них имеется очень неплохая 3-D модель всей Москвы, и без согласования с «Цевланом» не будет реализован ни один проект — особенно в исторической части города», - добавил он. Архитектурному сообществу были предъявлены развертки, сделанные с набережной Кутузова, Литейного моста, Стрелки Васильевского острова и еще нескольких точек, выполненные экспертами «Цевлана». Из представленных материалов следует, что на исторические панорамы новые высотки влияния не окажут.
При обсуждении архитекторы были на удивление единодушны. Все отметили динамичность композиции, двухуровневое решение, необычную графику фасадов. «Мы видим сочетание двух типов архитектуры, - заявил Юрий Курбатов. - Жилые дома — это правильная и честная архитектура двадцатого века, а рядом — архитектура века двадцать первого, здесь уже есть смещение, здесь есть неправильность и некоторая нечестность. Авторы преодолевали графикой силы гравитации, мы использовали в аналогичных случаях другие методы. Это — архитектура будущего». Правда, архитектор завершил свое выступление честным признанием: «Как человек, всю жизнь проживший в Санкт-Петербурге, я не могу ее принять». Все остальные от критики воздержались. Зато отметили, что «в этом проекте в кои-то веки не проглядывает звериное лицо заказчика, а видна архитектурная мысль».
Впрочем, экс-председатель КГА Александр Викторов заметил, что «этот район очень унылый по цвету и, возможно, следовало бы выбрать иное цветовое решение». Юрий Митюрев добавил, что придется хорошо продумывать организацию детского сада — размещение детских учреждений на приподнятых площадках не соответствует нормативам. «И надо будет что-то решать с озеленением — оставлять просто пустую площадку нельзя», - добавил он.
Позднее, в кулуарах, корреспонденту «Фонтанки» довелось услышать и другие мнения. От «мне это категорически не нравится» до «мне это глубоко чуждо». «Лапидарно, - оценил проект Виктор Полищук и добавил: - Музыка Шнитке и "Пятнадцатая симфония" Шостаковича тоже гениальны, но Вы ведь не будете слушать их постоянно? Так и здесь — композиция гениальна, но видеть ее каждый день?» Никита Явейн пояснил, что, с его точки зрения, решение несколько суховато. «Это дизайнерская архитектура, - заметил он. - Но это — очень профессиональная работа, и она вполне может быть использована как база для дальнейшей доработки». Зато и сторонники, и противники проекта дружно сошлись в том, что «эта работа серьезно отличается от того детского сада, который мы обсуждаем последнее время».
Не обошлось и без неожиданностей: на заседании Градостроительного совета выяснилось, что участок земли по соседству с будущим комплексом находится в частной собственности, и землевладелец намеревается построить там высотный деловой центр. «Мы пытались найти компанию, которая владеет этим участком, - ответил Юрий Грумин на вопрос «учитывалась ли будущая постройка при разработке проекта». - Обнаружить ее нам не удалось. В итоге мы просто нарисовали условный объем гипотетического здания и разработали свой комплекс». Александр Викторов внес некоторую ясность в ситуацию.
«Тут был совершенно жуткий проект, причем разработчики хотели использовать максимально возможную высоту. Я этот будущий центр не пропустил, и они исчезли». «Ну, если они снова появятся, мы их заставим проходить через Градсовет — пусть разрабатывают свое здание с учетом проекта вот этого комплекса», - с облегчением подвел итоги Юрий Митюрев.
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»